Содержание
Общее представление о тональностях в музыке
Тональность в музыке определяет основной музыкальный звук, на котором строится произведение. Она определяется тоникой — основной нотой, к которой возвращается мелодия и гармония. Тональность может быть мажорной или минорной, и каждая из них имеет свой характерный звук, свою гамму и характерные аккорды.
Знание родственных тональностей — это важный элемент музыкальной теории и практики, который помогает музыкантам лучше понимать взаимосвязь между разными тональностями. Родственные тональности — это те, которые имеют много общего между собой и легко сочетаются друг с другом. Они имеют общие тональные центры и могут быть использованы для создания различных эффектов в музыке.
Знание родственных тональностей полезно для музыкантов разных уровней: для начинающих музыкантов это может помочь понять и запомнить гаммы и аккорды в разных тональностях; для продвинутых музыкантов это может быть полезным для аранжировки музыки, создания модуляций и импровизации. В целом, знание родственных тональностей помогает расширить музыкальный словарный запас и улучшить музыкальное понимание.
Родственные тональности
Родственные тональности — это тональности, которые имеют сходства в музыкальной структуре и гармонии. Они имеют общую тонику (основную ноту) и отличаются только ступенями гаммы и характерными аккордами. В частности, родственные тональности образуют пару мажорной и минорной тональностей, которые отличаются только знаком ключа.
Например, пара C мажор и A минор являются родственными тональностями, потому что они имеют общую тонику (ноту С), общие знаки ключа (натуральный) и общие ступени гаммы (C, D, E, F, G, A, B). Однако, мажор и минор отличаются друг от друга звучанием: мажор звучит светло и радостно, а минор — темно и грустно.
В классической музыке родственные тональности часто использовались для создания концертных туров. Например, Моцарт, Бетховен и другие композиторы использовали родственные тональности, чтобы удобно переходить от одной тональности к другой, не меняя настройку инструмента.
Родственные тональности имеют много общего между собой и легко сочетаются друг с другом. Знание родственных тональностей может помочь музыканту в создании гармонических прогрессий, модуляций и импровизации. Также знание родственных тональностей может улучшить музыкальное понимание и расширить музыкальный словарный запас.
Определение родственных тональностей
Родственные тональности — это пары мажорных и минорных тональностей, которые имеют много общего между собой. Они имеют общую тонику (основную ноту) и различаются только знаками ключа и некоторыми ступенями гаммы.
Мажорная и минорная тональности, имеющие общую тонику, называются «парой родственных тональностей». В большинстве случаев, мажорная и минорная родственные тональности различаются на третьей ступени гаммы. Например, мажорная тональность C имеет родственную минорную тональность A, потому что они имеют общую тонику (ноту C), а минорная тональность A находится на третьей ступени гаммы мажорной тональности C.
В некоторых музыкальных культурах, например, в музыке Ближнего Востока и Индии, родственные тональности имеют особое значение. Они используются для создания сложных модальных систем, которые отличаются от классической гармонической системы.
Существует несколько способов определения родственных тональностей. Один из самых простых способов — это найти минорную тональность на третьей ступени гаммы мажорной тональности. Например, если дана мажорная тональность C, то ее родственной минорной будет A. Обратите внимание, что родственные тональности всегда имеют одинаковое количество знаков в ключе, поэтому мажорная тональность с знаком крестика (#) будет иметь минорную родственную тональность с таким же количеством крестиков.
Родственные тональности также широко используются в джазовой музыке. Они помогают музыкантам создавать сложные гармонические прогрессии и переходы между тональностями, что является ключевым элементом джазовой импровизации.
Также можно определить родственные тональности с помощью круга квинт. В круге квинт каждая мажорная тональность находится через октаву и вниз на пятую ступень от предыдущей мажорной тональности. Например, мажорная тональность C находится на круге квинт после мажорной тональности G, а ее родственная минорная тональность A находится на круге квинт после минорной тональности E.
Знание родственных тональностей полезно для музыкантов, чтобы лучше понимать гармонические отношения между разными тональностями, создавать гармонические прогрессии и модуляции, а также для импровизации и аранжировки музыки.
В кельтской музыке родственные тональности также широко используются. Их применение помогает создавать интересные переходы между мелодиями и гармониями, а также придает музыке глубину и насыщенность звука.
Примеры родственных тональностей для мажора и минора
Вот некоторые примеры родственных тональностей для мажора и минора:
- Мажорная тональность C и ее родственная минорная тональность A.
- Мажорная тональность G и ее родственная минорная тональность E.
- Мажорная тональность D и ее родственная минорная тональность B.
- Мажорная тональность A и ее родственная минорная тональность F#.
- Мажорная тональность E и ее родственная минорная тональность C#.
- Мажорная тональность B и ее родственная минорная тональность G#.
- Мажорная тональность F# и ее родственная минорная тональность D#.
Заметьте, что каждая мажорная тональность имеет свою родственную минорную тональность на третьей ступени ее гаммы. Например, мажорная тональность C имеет родственную минорную тональность A, потому что A находится на третьей ступени гаммы мажорной тональности C. Обратите внимание, что мажорная тональность имеет ту же самую тональность, что и ее родственная минорная тональность, поэтому они имеют одинаковые знаки в ключе.
В рок-музыке родственные тональности также используются для создания интересных гармонических и мелодических прогрессий. Например, песни The Beatles «Let it Be» и «Blackbird» используют родственные тональности для создания эмоциональных и логичных переходов между мелодиями.
Как определить родственные тональности
Определение ключевой ноты (тоники) тональности
Один из способов определения родственных тональностей — это определение их ключевой ноты или тоники. Ключевая нота — это нота, которая определяет тональность. Например, в тональности C мажор ключевой нотой является C.
Для определения родственной минорной тональности мажорной тональности, нужно найти тонику мажорной тональности и перейти к ее третьей ступени вниз (на три полутона), чтобы найти тонику родственной минорной тональности. Например, для мажорной тональности C, ее родственной минорной тональностью будет A, потому что A находится на третьей ступени гаммы мажорной тональности C.
Для определения родственной мажорной тональности минорной тональности, нужно найти тонику минорной тональности и перейти к ее шестой ступени вверх (на шесть полутона), чтобы найти тонику родственной мажорной тональности. Например, для минорной тональности A, ее родственной мажорной тональностью будет C, потому что C находится на шестой ступени гаммы минорной тональности A.
Зная эти правила, можно быстро определить родственные тональности для любой мажорной или минорной тональности, зная только ее тонику.
Определение ее ступени в мажоре и миноре
Еще один способ определения родственных тональностей — это определение их ступени в мажоре и миноре. Каждая мажорная и минорная тональность имеет определенную ступень в ее гамме, которая является ее тоникой.
Для мажорных тональностей, их родственная минорная тональность находится на 6-й ступени мажорной гаммы. Например, мажорная тональность C имеет гамму: C D E F G A B C, а ее родственная минорная тональность A имеет гамму: A B C D E F G A.
Для минорных тональностей, их родственная мажорная тональность находится на 3-й ступени минорной гаммы. Например, минорная тональность A имеет гамму: A B C D E F G A, а ее родственная мажорная тональность C имеет гамму: C D E F G A B C.
Этот метод определения родственных тональностей может быть полезен, если вы знаете гамму каждой тональности. Если гамма неизвестна, вы можете использовать первый метод, чтобы определить родственные тональности, найдя их ключевые ноты или тоники.
Сравнение ступеней и определение родственной тональности
Еще один способ определения родственных тональностей — это сравнение ступеней двух тональностей и нахождение их общих нот.
Для мажорных тональностей, чтобы найти родственную минорную тональность, нужно сравнить ступени 6 и 7 мажорной гаммы с соответствующими ступенями минорной гаммы. Например, в мажорной тональности C, 6 ступень это A, а 7 ступень это B. Соответствующие ступени в минорной гамме это 3 и 4 ступени: C — D — Eb — F — G — Ab — Bb — C. Таким образом, родственной минорной тональностью для C мажор является A минор.
Для минорных тональностей, чтобы найти родственную мажорную тональность, нужно сравнить ступени 2 и 3 минорной гаммы с соответствующими ступенями мажорной гаммы. Например, в минорной тональности A, 2 ступень это B, а 3 ступень это C. Соответствующие ступени в мажорной гамме это 5 и 6 ступени: A — B — C — D — E — F — G — A. Таким образом, родственной мажорной тональностью для A минор является C мажор.
Этот метод может быть более сложным, чем предыдущие, но он может помочь лучше понять отношения между тональностями и их гаммами. Важно отметить, что для определения родственных тональностей важно знать гаммы мажорных и минорных тональностей. Если вы не знаете гамму, то первые два метода могут быть проще для использования.
Некоторые гитаристы и композиторы используют родственные тональности для создания собственных музыкальных систем. Например, Майкл Хеджес, американский гитарист и композитор, создал свою собственную систему, называемую «Виртуальный гитарный круг», основанную на родственных тональностях.
Применение родственных тональностей на гитаре
Возможности использования родственных тональностей на гитаре
Использование родственных тональностей на гитаре может быть полезным для музыканта в нескольких случаях:
- Создание песен и музыкальных композиций: При создании песен и музыкальных композиций музыкант может использовать родственные тональности, чтобы создать более сложные гармонические прогрессии и мелодии. Также, использование родственных тональностей может помочь музыканту создать более естественный и гармоничный переход между тональностями.
- Игра сольных партий: При игре сольных партий гитарист может использовать родственные тональности для создания интересных и сложных мелодий. Это также может помочь ему создать логичный переход между сольными партиями в разных тональностях.
- Изучение музыки: При изучении музыки, особенно в контексте импровизации, использование родственных тональностей может помочь музыканту быстрее и эффективнее находить соответствующие мелодии и гармонии.
- Транспонирование: Использование родственных тональностей может помочь гитаристу при транспонировании песен на другой тональности. Также, это может быть полезным при сопровождении других музыкантов на инструментах с фиксированным строем, например, на клавишных инструментах.
- Использование аккордов и арпеджио: Использование родственных тональностей может помочь гитаристу при игре аккордов и арпеджио, особенно в более сложных и прогрессивных композициях.
Таким образом, использование родственных тональностей на гитаре может быть полезным для создания музыки, изучения музыки и транспонирования песен на другой тональности. Кроме того, использование родственных тональностей может помочь гитаристу создать более интересные и сложные мелодии и гармонии в своей игре.
Примеры практического применения
Ниже приведены примеры практического применения родственных тональностей на гитаре:
- Смена тональности для удобства игры: Возьмем, к примеру, песню, которая идет в тональности C мажор. Если песня оказывается трудной для исполнения в тональности C мажор, то можно переключиться на ее родственную тональность, то есть на a минор. В этом случае играть можно те же самые аккорды, что и в тональности C мажор, но начиная с другой ступени и с другой тоники.
- Использование родственных тональностей при игре сольных партий: При игре сольных партий можно использовать родственные тональности для создания интересных и сложных мелодий. Например, если мы играем в тональности C мажор, то можно использовать e минор в качестве родственной тональности. Это поможет создать интересный и логичный переход между двумя тональностями.
- Использование родственных тональностей для создания гармонических прогрессий: При создании гармонических прогрессий можно использовать родственные тональности, чтобы создать более сложные и интересные мелодии. Например, можно использовать пару тональностей C мажор и a минор, чтобы создать более сложную гармоническую прогрессию.
- Использование родственных тональностей для транспонирования: При транспонировании песен на другой тональности, можно использовать родственные тональности для облегчения процесса транспонирования. Например, если мы транспонируем песню с тональности C мажор на F мажор, то можно использовать ее родственную тональность, a минор, чтобы быстрее и эффективнее находить соответствующие аккорды и мелодии.
Таким образом, родственные тональности на гитаре могут использоваться в различных ситуациях, как для удобства игры и транспонирования, так и для создания более сложных и интересных мелодий и гармоний.