Содержание
- 1 Что такое медиаторы (плектры)
- 2 Происхождение и назначение
- 3 Как выбрать медиатор
- 4 Выбор материала
- 5 Материалы изготовления – натуральные
- 5.1 Деревянный медиатор — Sheesham Wood Picks
- 5.2 Surfpick (Lignum Vitae Wood)
- 5.3 Кокосовый орех — Coconut Shell Guitar Picks
- 5.4 Stone Guitar Picks — Камень
- 5.5 Metal Picks — Металл
- 5.6 Bone (and Ivory) Picks — Слоновая кость
- 5.7 Tagua (Corozo) Picks — Растительная слоновая кость
- 5.8 Tortoiseshell Picks — Медиатор из панциря черепахи
- 5.9 Turtle Substitute — Заменитель панциря черепахи
- 5.10 Farmed Turtle Shell — Фермерская черепаха
- 5.11 Buffalo Horn Picks — Натуральный рог буйвола
- 5.12 Abalone Picks — Морские ушки (Абалон одностворчатый моллюск)
- 6 Материалы изготовления – cинтетические
- 6.1 Nylon Picks — Нейлон
- 6.2 Thermoplastic — Термореактивный пластик
- 6.3 Целлулоид
- 6.4 Tortex Picks — Тортекс
- 6.5 Ultem / Ultex Picks
- 6.6 Carbon Fiber Weave Picks — Углеродное волокно (карбон)
- 6.7 Celluloid Picks — Целлулоид
- 6.8 Delrin/Delrex/Acetal Picks — Делрин (Полиформальдегид — полимер с повышенной прочностью)
- 6.9 Gravity Picks (Acrylic) — Акрил
- 6.10 Dunlop Ultem/Ultex Picks – «Ultem» — инновационный сверхпрочный пластик (Полиэфиримид)
- 6.11 Wegen Picks — Вейген аналог композита
- 6.12 Blue Chip Picks — Сверхпрочный пластик
- 6.13 Dragon’s Heart Picks — Сердце дракона (Полиамид-имид: графит, стекловолокно, углеродное волокно)
- 7 Размер и форма
- 8 Толщина медиатора
- 9 Выбор наконечника и скоса
- 10 Выбор формы и стиля
- 11 Медиаторы для пальцев
- 12 Советы по выбору медиатора
- 13 Популярные производители
- 14 Нестандартные медиаторы
- 15 Как сделать медиатор для гитары своими руками
- 16 Аксессуары для медиаторов
- 17 Какие медиаторы выбирают популярные гитаристы
Что такое медиаторы (плектры)
Одним из основных инструментов для извлечения звука является медиатор. Это тонкая пластинка из натурального или синтетического материала, которой бьют по струнам, таким образом, получая звук. При этом он выходит гораздо острее и жестче, чем при игре пальцами, за счет более сильной атаки – и именно поэтому на данный момент плектр используют даже при игре сложными переборами – правда в этом случае он надевается на пальцы, как при игре на банджо.
Медиаторы (плектры) – это пластинки разной формы с заостренным кончиком. Их используют для игры на струнных щипковых инструментах. Медиаторы делают из различных материалов, различной толщины и различной формы. Выбор медиатора – это индивидуальный момент для каждого музыканта.
Происхождение и назначение
Изготовлением занимаются производители: Gibson и Fender, D’Andrea, Planet Waves, Ernie Ball. В их ассортиментных каталогах насчитывается до нескольких сотен разновидностей акустических и электрогитар. При покупке плектра нет существенной разницы в выборе производителя. Важнее правильно подобрать материал, форму и толщину аксессуара.
Первые образцы компания D’ANDREA выпустила в 1922 году из черепашьего панциря. Плектр быстро завоевал популярность в среде гитаристов. С течением времени материал стал недоступен, поскольку многие виды черепах были занесены в Красную книгу. Пришлось заменить источник сырья для изготовления данной модели. Сегодня изделия производят из различных натуральных и синтетических материалов.
Заслуживает внимания популярная продукция, которую производит Dunlop. Компания свыше полувека выпускает плектры. Система по обеспечению высокого качества фирмы за это время не поменялась. Товар, имеющий 6 толщин (от 0.38 до 1.00), широкий выбор модельного ряда, насчитывающего свыше 200 разновидностей, из года в год покупают музыканты со всех точек планеты.
Как выбрать медиатор
Во-первых, выбор лучших медиаторов для гитары – вопрос сугубо индивидуальный. Пробуйте разные модели – и в определенный момент вы совершенно точно найдете наилучший для себя вариант.
Во-вторых, все-таки старайтесь проглядываться к шероховатым моделям, поскольку они почти не выскальзывают из пальцев, что значительно упростит процесс игры.
В-третьих, существуют варианты, которые объективно хуже других – например, деревянные медиаторы однозначно быстрее стачиваются и ломаются, чем остальные, а стальными играть непривычно и сложнее.
Различают по следующим параметрам:
- Материал изготовления;
- Форма;
- Толщина;
- Производитель;
- Цена.
Что дает исполнение медиатором:
– разнообразный по атаке звук;
– расширенную тембровую палитру;
– четкость, «читаемость» на слух исполняемой партии;
– чистоту звучания;
– быстрый темп исполнения.
Выбор медиаторов для гитары сегодня широк. Плектры изготавливаются из всевозможных материалов, различаются по толщине, форме, фактуре, размеру и рисунку.
Как же найти то, что нужно именно вам? Для начала следует сориентироваться во всем этом многообразии.
Рекомендации для выбора медиатора:
- Лучше взять с собой гитару, опробовать на ней тот плектр, который приглянулся.
- Для новичков рекомендуется выбирать приспособление с шершавой поверхностью, не выскальзывающее из рук.
- Нецелесообразно покупать аксессуары из дорогих экзотических материалов, технику игры лучше отрабатывать на простом.
- Не будет ничего страшного, если в арсенале гитариста окажется ни один, а несколько плектров.
Выбор материала
Первое, на что стоит обратить внимание – это, разумеется, материал, из которого сделан плектр.
Основные виды медиаторов по материалу изготовления:
- Металлические – твердые, способны создать мощный бой с большим количеством призвуков, шумов, струны быстро изнашиваются.
- Нейлоновые плектры, поверхность которых гнущаяся, глянцевая. Бывают тонкими, быстро изнашиваются. Имеют незначительное количество призвуков.
- Derlin – один из любимых видов у гитаристов.
- Tortex/Delrex – звук «теплый», «мягкий» из-за шелковистого напыления.
Обратите внимание! Помимо перечисленных материалов, плектры изготавливают из натуральной кожи, ПВХ, дерлина, мягкого капрона, капролона, панциря черепахи, растительной слоновой кости, кокосового ореха, дерева, натурального рога, камня, морских ушек, углеродного волокна, тортекса, акрила.
Также используются и другие материалы.
Плотность и гибкость
Жесткость медиатора – одна из важнейших вещей, к которой стоит присмотреться. Например, многие гитаристы, которые привыкли играть гитарную текстуру на акустическом инструменте, предпочитают медиаторы, которые гнутся практически как бумага. Те же, кто играет солирующие партии, любят жесткие пластинки – потому что они дают отличную атаку.
Твердость и жесткость
Медиаторы изготавливаются разной толщины и из различных материалов. В зависимости от толщины, на плектре пишется цифра в миллиметрах или обозначение:
T, Thin, L, Light (0,38 — 0,65 мм) — тонкие
M или Medium (0,65-0,84 мм) — средние
H или Heavy (0,84 — 1,2 мм) — толстые
XH, Extra Heavy (1,2 — 3мм) – очень толстые
В зависимости от материала, у медиатора может быть разная жесткость. Если вы ищете большей читаемости и четкости при игре, ваш вариант – средние или жесткие медиаторы.
Мягкость
Мягкими медиаторами (0,38 — 0,65 мм) легче играть, потому что они не «застревают» в струнах и двигаются по ним проще. Например, при игре свипом этот момент очень важен, иначе не получится добиться плавного скольжения по струнам. С другой стороны, тонкие плектры не дают такой мощной и четкой атаки, какую можно получить, используя медиаторы потолще. Если вы чувствуете, что делаете все правильно, но звук все равно грязноват, попробуйте тонкий медиатор.
Удобство и тактильные ощущения
Главное правило при хвате медиатора – вы не должны зажимать его слишком сильно. Чем больше зажим, тем больше напряжение в кисти. Чем больше напряжение в кисти, тем сложнее вам будет играть в быстром темпе, мышцы будут быстрее «забиваться», как при тренировке в спортзале, а ежедневные занятия на инструменте превратятся в подходы к спортивным снарядам. От зажимов в мышцах страдает ваша техника, старайтесь не напрягать руки слишком сильно. Положите медиатор на первую фалангу указательного пальца правой руки и накройте его большим пальцем. В гитару должен «смотреть» небольшой конец медиатора, не слишком большой, чтобы не «ковырять» струны, но и не слишком маленький, чтобы вы задевали струны рукой. Не вытягивайте большой палец и не подгибайте слишком сильно указательный. Для того, чтобы быть уверенным в том, что вы все делаете правильно, посмотрите видео-школы профессиональных гитаристов, а лучше, сходите на занятие к преподавателю.
Медиаторы по своим характеристикам очень различаются, каждая переменная влияет на удобство игры и ваш звук. Выбирайте такой плектр, чтобы извлекать звуки из инструмента вам было легко и удобно. По мере освоения инструмента, вы поймете, что вам нужно и чего вам не хватает.
Стойкость к разрушению
Никому не хочется, чтобы его новый медиатор сточился после первой же сыгранной песни. Именно поэтому стоит обратить внимание на то, насколько быстро медиатор ломается. Разумеется, сделать это нельзя никак иначе, кроме как опытным путем – поэтому первый совет для любого гитариста – это покупать разные медиаторы, просто чтобы понять, на чем удобно играть лично вам.
Хват медиатора — гладкие и шершавые
Некоторые медиаторы изготавливаются из гладкого материала, другие специально делают шершавыми. Рельефность может создаваться матовостью самого материала или специальным участком, который сделан так, чтобы палец по нему не скользил. Часто от пота обычный медиатор может менять свое положение или выпадать из руки. Начинать освоение гитары лучше с шершавого плектра, этот верный друг не будет лишний раз елозить при хвате, а в самый ответственный момент не покинет ваших пальцев.
Если вы чувствуете, что рельефность медиатора сковывает вас при игре, попробуйте гладкий медиатор, возможно, его время пришло!
Звучание — влияние медиатора на звук
Медиаторы изготавливаются из разных материалов, каждый из них имеет свой тон и характеристики. Деревянные медиаторы дают интересный звук, но быстро стачиваются, металлические создадут теплый и близкий тон, но совершенно не гнутся. Пластик, нейлон, целлулоид и другие дают классический гитарный тон и являются наиболее распространенными среди гитаристов. Есть также экзотические варианты медиаторов из натурального или синтетического панциря черепахи, слоновой кости, рога буйвола – все они звучат своеобразно, но их непросто найти и, по большом счету, игра не стоит свеч.
Материалы изготовления – натуральные
Кроме привычных пластиковых или нейлоновых медиаторов, в продаже есть плектры, изготовленные из натуральных материалов.
Деревянный медиатор — Sheesham Wood Picks
Неоднозначный вариант. С одной стороны, деревянные медиаторы имею крайне своеобразный, но интересный звук, а также приятную на ощупь текстуру. С другой стороны – они очень быстро стачиваются, из-за чего постоянно приходится покупать новые варианты.
Пример звучания:
Surfpick (Lignum Vitae Wood)
То же самое, что и с обычными деревянными медиаторами – интересный тон, однако очень быстро приходят в негодность.
Пример звучания:
Кокосовый орех — Coconut Shell Guitar Picks
Еще один замечательный вариант медиатора из натурального материала. Обладает достойным тоном и атакой, однако точно также имеет большую толщину и почти не гнется.
Пример звучания:
Stone Guitar Picks — Камень
Крайне специфичный вариант, который лучше всего подойдет солирующим гитаристам. Он дает крайне специфичный окрас тона, который сложно с чем-то спутать. Однако этот материал не очень подходит для игры аккордами – но хорошо показывает себя в солирующих партиях.
Пример звучания:
Metal Picks — Металл
Металлические медиаторы дают теплый и приятный тон, но ощущаются жёсткими при игре – они совсем не гнутся. Если вы используете струны Эликсир или любые другие с полимерной обмоткой, металлический медиатор – не ваш вариант. Он быстро уничтожит все полимеры, и струны потеряют все свои преимущества долговечности. Кроме того, рваный целлофан на струнах – так себе зрелище.
Пример звучания:
Bone (and Ivory) Picks — Слоновая кость
Довольно специфичный медиатор. Он очень твердый, что нравится некоторым гитаристам – поэтому крепок и долговечен. Однако из-за этого при игре будет образовываться лишний шум, а сама по себе атака этим плектром далека от совершенной. Кроме того, он не гнется.
Пример звучания:
Tagua (Corozo) Picks — Растительная слоновая кость
Это довольно хороший вариант для любого гитариста. Они имеют яркий и теплый тон, а также довольно жесткие и прочные. Главный минус заключается в том, что они не гнутся, а также сами по себе довольно толстые. Тем не менее, это отличный вариант медиатора для бас-гитары.
Пример звучания:
Tortoiseshell Picks — Медиатор из панциря черепахи
Это самые жесткие медиаторы, которые даже при небольшой толщине довольно жесткие. Кроме того, они дают хороший, четкий тон. Главный минус – невозможность их достать нигде, кроме как в интернет-магазинах, а также стоит сказать об их высокой стоимости.
Turtle Substitute — Заменитель панциря черепахи
Отличный вариант для тех, кто хочет получить тон черепашьего медиатора, но при этом не настроен, покупать подобные вещи через интернет. Плектры из панцирезаменителя дают тот самый характерный тон. Однако их довольно тяжело достать, и все они имеют большую толщину.
Пример звучания:
Farmed Turtle Shell — Фермерская черепаха
Это просто очень плохие плектры. Дело в том, что изначально цель была довольно хорошая – создать качественные медиаторы для акустической гитары, которые бы давали тот самый «Черепаший» тон, без необходимости выращивать и убивать черепах. Однако главная проблема заключается в том, что медиаторы изготавливаются из панцирей морских черепах, чьи пластины укрепились за счет их нахождения в воде. К сухопутным черепахам же это никакого отношения не имеет.
Buffalo Horn Picks — Натуральный рог буйвола
Один из типов медиаторов, которые могут дать тот самый «черепаший» тон, который нравится большому количеству гитаристов. Тем не менее, медиаторы из рогов буйвола быстро стачиваются и очень ломкие.
Пример звучания:
Abalone Picks — Морские ушки (Абалон одностворчатый моллюск)
Хороший вариант медиаторов, которые дают нежный и мягкий тон. Они довольно жесткие, что может не понравиться некоторым гитаристам.
Материалы изготовления – cинтетические
От убийств черепах и вырубки лесов перейдем к более привычным видам медиаторов — синтетическим.
Nylon Picks — Нейлон
Это дешевые и гибкие медиаторы с приятной на ощупь текстурой. Собственно, выделяются они только своей ценой – поскольку являются хрупкими и очень гибкими.
Пример звучания:
Thermoplastic — Термореактивный пластик
Эти плектры считаются одними из лучших среди синтетических. Удобный скос, долговечность и износостойкость – то, ради чего стоит их брать. Или хотя бы попробовать. Минус – медиаторы из термореактивного пластика имеют большую толщину.
Целлулоид
Это простые и недорогие медиаторы. Среди гитаристов они наиболее распространены, но имеют небольшой срок службы, мягкость и хрупкость материала берут своё.
Tortex Picks — Тортекс
Это «хорошая классика». Материал таких плектров приятен на ощупь и имеет свой уникальный яркий и «хлесткий» тон. Многие профессиональные гитаристы выбирают медиаторы из этого материала. Плюс также и в том, что их можно найти в любом гитарном магазине.
Пример звучания:
Ultem / Ultex Picks
Гитаристы отмечают, что за свою стоимость эти медиаторы дают «тот самый черепаший тон», который они так ищут. Приятным бонусом стоит отметить то, что Ultex можно найти практически везде.
Carbon Fiber Weave Picks — Углеродное волокно (карбон)
Это самые тонкие медиаторы в мире. Они идеально подойдут для того, чтобы играть аккордами, но из-за своих размеров ими будет тяжеловато играть соло-партии – просто потому что они не смогут дать ту атаку, которая необходима.
Celluloid Picks — Целлулоид
Это также дешевый и доступный почти каждому вариант. Собственно, именно такие медиаторы являются сейчас наиболее популярными. Минус – быстрый износ.
Пример звучания:
Delrin/Delrex/Acetal Picks — Делрин (Полиформальдегид — полимер с повышенной прочностью)
Огромное количество современных плектров изготовлены именно из этого материала. Он не скользит в руках, очень гибок и удобен, а также имеет небольшую цену. Тем не менее, многие замечали, что при игре этими медиаторами тон становится менее читаемым.
Gravity Picks (Acrylic) — Акрил
Акриловые медиаторы имеют высокую прочность и жесткость, благодаря чему дают сильную и читаемую атаку. Минус же заключается в том, что они выскальзывают из рук, из-за чего становятся неудобными.
Пример звучания:
Dunlop Ultem/Ultex Picks – «Ultem» — инновационный сверхпрочный пластик (Полиэфиримид)
На самом деле, на данный момент эти плектры – один из лучших вариантов для покупки. Мало того, что они довольно дешевы, так еще и дают тот самый «черепаший» тон, который нравится многим музыкантам.
Пример звучания:
Wegen Picks — Вейген аналог композита
Довольно редкий материал, который, тем не менее, крайне долговечен. Однако он не гибок, и подойдет для игры соло-партий.
Пример звучания:
Blue Chip Picks — Сверхпрочный пластик
Это еще один интересный вариант. Существует огромное количество медиаторов из этого материала с самыми разными конфигурациями, кроме того, атака им дает интересный и насыщенный тон. Минус в их стоимости – они очень дорогие.
Пример звучания:
Dragon’s Heart Picks — Сердце дракона (Полиамид-имид: графит, стекловолокно, углеродное волокно)
Это плектры, которые можно заказать только с пары сайтов. Их достоинство заключается в том, что по факту внутри одного медиатора собраны разные варианты скосов, острия и подобного – поэтому вы можете даже в процессе игры менять их для нужного звука.
Пример звучания:
Размер и форма
Размер и форма медиатора – это первое, на что обращает внимание гитарист, придя в музыкальный магазин. Здесь все так же, как и с толщиной – всё очень индивидуально. Не бойтесь пробовать разные медиаторы, чтобы понять, какой из них вам больше подходит. Плектр должен удобно лежать в руке и не должен создавать неудобств во время игры.
Форма
Медиаторы могут быть небольшими, с закругленными краями, либо же широкими, с острыми углами. Кроме того, существуют и совсем необычные плектры, в форме эмблем, голов животных, или чего-то другого. Опыт гитаристов показывает, что данные варианты не то, чтобы сильно заслуживают внимания – хотя, опять же, смотрите сами – что будет удобнее вам.
Есть 5 основных форм медиаторов:
Standard – форма, напоминающая капельку с округлыми краями, считается классической и самой узнаваемой
Jazz – эти плектры похожи на слезу с прямыми краями и острым кончиком
Teardrop — это медиаторы в форме слезы с закругленными краями
Triangle – это медиаторы в форме равностороннего треугольника, каждым углом которого можно играть Sharkfin – это медиатор в форме «плавника акулы», можно играть его ребристой или обычной стороной
Медиаторы-когти – такие плектры надеваются на пальцы и используются для игры перебором, где нужно более четкое звучание
Интересно! Существует оригинальный вид аксессуаров под названием sharp-медиаторы. Характерная черта – остренький кончик носика, обладающий яркой атакой.
Упомянем также, что существуют медиаторы для пальцев – «когти»:
- для большого пальца;
- для остальных пальцев.
Пальцевые медиаторы обычно бывают из пластика или металла. Требуют специального освоения. Используются в стилях «сингл стринг», «фидл», «блюграсс». Являются неотъемлемыми спутниками исполнителей на банджо.
Острый или тупой угол
Преподаватели по гитаре учат: чем меньший кончик медиатора играет по струнам, тем легче управлять звукоизвлечением и тем проще играть быстрые тремоло-партии. Медиаторы с острым кончиком дают более острый и конкретный звук, динамику которого можно легко регулировать. Тупой или острый кончик медиатора выбрать – дело каждого, попробуйте все возможные варианты. По мере того, как вы будете осваивать инструмент, вы поймете, что разные медиаторы просто дают разный звук, который уместен в различных ситуациях. Нет «хорошего» варианта, но есть подходящий именно вам. Главное правило – не грузите медиатор слишком сильно в струны, это создает грязь.
Угол скоса
От угла скоса медиатора зависит тон, который вы будете получать при атаке. К примеру, острый медиатор дает более четкий и конкретный звук. Плектр с тупым скосом из-за своего более смазанного тона подойдет скорее для игры аккордами, где в приоритете стоит плотность звучания.
Большие или маленькие
Плюс большого медиатора в том, что его сложнее выпустить из руки во время выступления. Когда рука намокает от пота, медиатор может начать ходить в ней. Маленький, скорее всего, выпадет, большой, вероятно, повернется, но останется в хвате. Ощущения от игры разными по размеру медиаторами различны. Чтобы понять, что вам подходит, лучше попробовать оба варианта от разных производителей и разной толщины.
Jazz III
По мнению многих гитаристов форма Jazz III является одной из самых удобных. Классические Dunlop Jazz 3 легко ложатся в руку, имеют удобную форму и изготавливаются из прочного материала, который долго остается устойчивым к износу. Плектром Jazz 3 удобно играть практически любое направление музыки, он дает богатый и насыщенный тон, плотную атаку и хорошую артикуляцию при правильном хвате и игре.
Треугольные
Одним из главных плюсов треугольного медиатора является то, что все три его угла рабочие. Каким бы концом ни развернулся плектр при игре, им можно будет играть. Треугольные медиаторы дольше служат, но к ним нужно привыкнуть, особенно, если до этого ваш выбор падал на более традиционные формы.
Толщина медиатора
Медиаторы разделяются на следующие группы по толщине:
- Супертонкие – их толщина меньше 0.44 миллиметра;
- Тонкие – от 0.45 до 0.69 миллиметра;
- Средние – от 0.70 до 0.84 миллиметров;
- Толстые – от 0.85 до 1.2 миллиметров;
- Очень толстые – более, чем 1.2 миллиметров.
Толщина указывается на самом медиаторе, на лицевой его стороне. Иногда производители ставят следующие сокращения:
- L, T — Light, Thin — тонкий;
- M — Medium — средний;
- H — Hard, Heavy — толстый;
- XH — Extra hard, Extra Heavy — очень толстый.
Толщина медиатора — важный аспект, на который стоит обратить внимание. Например, на бас-гитаре неудобно играть тонкими, а на обычной, наоборот – толстыми.
Критерием подбора является жанр исполняемых произведений, вкусы гитариста. Отражены в сводной таблице:
Параметры толщины, мм | Характеристика звучания | Характеристика аксессуара | Кто и зачем использует | Для чего предназначен |
0.30-0.56 | «Мягкий» звук | Сгибаются при игре | Для аккордных аккомпанементов акустических гитар | Для быстрой перемены штриха |
0.56-0.73 | Вариант классического типа | Для всех стилей | Музыкантам, не ищущим своего стиля | |
0.73-0.88 | Мощный звук | Атака сильная | Годен для интенсивной риффовки | |
0.88-1.14 | Подходит для тяжелой музыки | При управлении силой атаки сменяется перегруз в звучании | При перегрузе прослушиваются призвуки и щипки | |
1.14-3.00 | Громкость максимальная | Не все музыканты справятся с таким медиатором, прослушиваются призвуки | Предназначен для тяжелых риффов и яркого, быстрого соло |
Тонкие
Тонкие медиаторы удобны при игре аккордами, но для ритм-партий не дают нужной плотности. Эти плектры хорошо гнутся, но дают мало баса и средних частот. Также тонкие медиаторы подходят для скоростной игры. Тонкий плектр позволит вам с удобством играть свип или просто использовать более экономное звукоизвлечение с его элементами.
Стандартные
Медиаторы стандартной толщины дают более плотное, по сравнению с тонкими, звучание. Эта толщина – самая распространенная среди гитаристов. Дело в том, что подобные медиаторы обладают сбалансированной жесткостью и мягкостью, поэтому подходят, как для плотного ритма, так и для соло-партий.
Толстые
Толстые медиаторы созданы для тех, кто привык «высекать» из гитары максимум. Если вы играете тяжелую музыку и используете струны крупного калибра, толстый медиатор позволит вам «раскачать» деку и заставит её более жирно резонировать. Такие плектры характеризуются более полным и громким звучанием. Динамику при игре можно регулировать силой удара, так у вас появляется больший контроль над гитарой.
Выбор наконечника и скоса
Наконечник может быть острым и тупым. Тут уже все зависит от ваших личных предпочтений – например, гитарист Queen играл монетой, с тупым наконечником, однако большинство гитаристов предпочитает острые.
Скос – тоже вопрос предпочтений. Пробуйте разные медиаторы и решите для себя – какой лучше.
Выбор формы и стиля
Ниже приведены картинки медиаторов различной формы. Выбирайте, что вам больше по душе – лучше всего попробуйте все и определитесь, что наиболее удобно.
- Standard Shape — Стандартная форма
- Standard Shape, Sharp Tip — Стандартная форма, острый наконечник
- Jazz III, aka Little Jazzer — Джаз III, также известный как Маленький Джаззер
- Pointy Pick — Заостренная Пика
- Shark Fin Pick — Акулий плавник
- Teardrop (wide) — Капля (широкая)
- Teardrop (narrow) — Капля (узкая)
- Triangular Pick – Треугольник
Медиаторы для пальцев
Для басовых струн применяют медиатор на палец. Без него трудно обойтись, играя в рэгтайме, блюзе, фингерстайле. Бывают пластиковыми, железными, но гитаристы чаще предпочитают пластиковые. Незаменимы при игре в стилях: «Сингл Стринг», «Блюграсс», «Фидл». Нужно одевать на большой палец плотно, чтобы не вращался, был впору.
Пригодится для толстых струн, но понадобится время, чтобы привыкнуть. Существует 2 основных типа аксессуаров:
- пальчиковые;
- приспособления-когти.
Мизраб — медиатор на большой палец
Этот медиатор позволит вам получить «гибрид» для игры перебором, но с более четкой атакой. Также тамбпик подходит для игры аккордами, когда нужна минимальная смазанность атаки.
Медиатор коготь
Эти плектры надеваются на пальцы, на уровне первой фаланги. Они позволяют играть переборы, но с более отчетливым звукоизвлечением. Жанрово это нужно для исполнения блюграсса, традиционного кантри и при игре на банджо. Также многие фингерстайл-исполнители используют подобные медиаторы.
Применение
Медиаторы для пальцев надеваются на подушечки, тем самым давая ту самую атаку, которой не хватает при игре перебором. Стоит отметить, что перед тем, как пользоваться ими, стоит освоить не только то, как играть медиатором, но и постановку пальцев на гитаре. Они широко применяются различными фингерстайл-исполнителями, а также являются необходимым аксессуаром при игре на банджо.
Советы по выбору медиатора
Главный совет – не бойтесь экспериментировать! Покупайте разные медиаторы, пробуйте их и ищите ваш идеальный, он обязательно лежит и ждет вас в витрине какого-то музыкального магазина.
Чего следует избегать
Избегать следует неудобных вам медиаторов, а также советов других знакомых. Выбирайте сами – поскольку то, что используют одни, вполне возможно, что не подойдет вам. Если вас пытаются убедить в том, что какой-то медиатор – хороший, а вы ощущаете, что вам просто не нравится его звук и то, как он лежит в руке – лучше всего откажитесь от такого.
Варианты для начинающих
Лучший вариант для начинающего – это медиаторы стандартной формы из Тортекса или Ультема. Скорее всего, один из таких вам точно подойдет. Модели из натуральных материалов более экзотичны, и с ними придется поработать, тогда, как вышеприведенные плектры не подводят никогда.
Варианты для продвинутых гитаристов
Главное отличие продвинутого гитариста от новичка в том, что он точно знает, какой звук ему нужен. Если это плотные ритм-партии – лучше взять что-то потвёрже и пожёстче, желательно с острым краешком. Если гитарист любит играть что-то скоростное свипом, ему подойдет мягкий медиатор, который будет податливо гнуться при игре.
Подходят для классической гитары
Вообще, на классической гитаре обычно играют пальцами, но если вам хочется чуть больше атаки, попробуйте медиаторы — когти и медиатор для большого пальца. Поскольку на классике нейлоновые струны, попробуйте использовать мягкие медиаторы из нейлона или другого податливого материала.
Подходят для акустической гитары
Акустика любит мягкие медиаторы. При игре аккордами звук должен быть разборчивым, но певучим и слаженным, ноты должны звучать с одинаковой громкостью. Переборы на акустической гитаре тоже приятнее играть мягким плектром.
Подходят для электрогитары
В зависимости от того, какие струны вы используете, какую музыку играете и какого тона хотите добиться, вариантов масса. Если вы используете пониженный строй и толстые струны – попробуйте толстый медиатор из термореактивного пластика. Если вы любите скоростные пассажи, яркость и внятный тон, попробуйте Jazz 3. Если вы играете совсем недавно, то возьмите средний по толщине и мягкости медиатор классической формы, поиграйте им и поймите, чего вам не хватает.
Подходят для бас-гитары
Поскольку на бас гитаре струны толще и расстояние между ними больше, то и гитару нужно «раскачивать» сильнее. Для этого отлично подходят толстые и крупные медиаторы. Такая форма и размер дадут вам больший контроль над инструментом.
Популярные производители
Среди производителей медиаторов есть классические и проверенные временем бренды, а есть более новые, и каждый день их становится больше. Ниже мы коснемся классики.
Dunlop
Эта компания производит самые узнаваемые плектры Tortex и Ultex из прочного пластика. Медиаторы этой фирмы отличает огромное разнообразие расцветок, форм и толщины. Также Dunlop выпускает плектры Jazz 3, которые обязательно нужно попробовать каждому гитаристу. Стоимость медиаторов Dunlop средняя.
Planet Waves
Джо Сатриани выпустил серию подписных целлулоидных медиаторов Planet Waves. Фирма производит медиаторы из разных материалов, в том числе, из нейлона и дюралина. В ассортименте есть разные расцветки и толщина, в России продаются не везде, но найти можно.
Fender
«Фендер» выпускают недорогие и середнячковые медиаторы. Они поставляются в разной толщине и формах, изнашиваются достаточно быстро, но и стоят недорого.
Другие
Есть множество других производителей медиаторов, например, Ernie Ball, Gibson, Ibanez. Плектры разных брендов стоит попробовать, особенно, если у вас есть опыт игры на гитаре. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.
Нестандартные медиаторы
Для приспособлений не существует шаблонов. Кроме типичных, встречаются аксессуары нестандартных размеров, форм, выполненные в пестрой цветовой гамме:
- Есть модели в виде рыбок, сердечек, монеток, гусиных перьев.
- Существуют самодельные аксессуары, где о стандартах вообще говорить не приходится. Здесь плектр может выглядеть как ювелирная подвеска в виде гитары.
- Применение подручных предметов.
Как сделать медиатор для гитары своими руками
Во-первых – чем можно заменить медиатор для гитары? Всем, чем угодно. Монеткой, или же любым небольшим кусочком чего-то, что не гнется, и не стачивается об струны быстро. Идеальный вариант – старые пластиковые карты.
Для того, чтобы сделать медиатор – просто возьмите пластинку материала, нужного вам, той же толщины, что и плектр, нарисуйте на ней контур, и вырежьте его ножницами.
Аксессуары для медиаторов
На рынке представлено множество аксессуаров, чтобы облегчить гитаристу хранение медиаторов и обеспечить быстрый доступ к ним.
Держатель на деку гитары
Такой держатель представляет собой пластиковую форму, в которую плотно помещается 1-3 медиатора. Обычно такой держатель рассчитан под медиаторы стандартной формы и средней толщины. Минус – такие держатели портят внешний вид гитары, если устанавливаются на видное место.
Держатель на струны
То же самое есть и для струн – однако этот вариант менее удобный, потому что может упасть и потеряться.
Держатель настольный
Это подойдет для домашних гитаристов, которые занимаются за своим столом. В этом случае медиаторы будут в одном месте, и вы вряд ли потеряете их.
На стойке микрофона
Во время концерта вы можете просто вставить медиаторы на стойку микрофона, и они всегда будут под рукой.
Закрепить медиатор между струн
Еще один вариант – закрепить плектр между струнами у первого лада. Там они будут хорошо держаться.
Чехол
Если вы не любите хранить лишнее в кошельке или постоянно теряете вещи из карманов, чехол для медиаторов – ваш вариант. Он может крепиться брелоком на ключи или лежать в чехле с инструментом – главное, что медиаторы всегда будут с вами.
Напульсник с кармашками
В некоторых музыкальных магазинах продаются напульсники с кармашками для медиаторов. В теории оно довольно удобны, на деле же – не очень практичны.
Какие медиаторы выбирают популярные гитаристы
— Карлос Сантана использует V-Picks, треугольные выпуклые медиаторы, которые дают богатый тон
— Джимми Пейдж, Джин Симмонс и Дэвид Гилмор предпочитают Herco Flex 75 классической формы с тупым носом. Он обеспечивает хорошую атаку и вариативность игры.
— Джимми Хендрикс и Стиви Рэй Вон играли классическими целлулоидными «Фендерами». Такие плектры считаются классическими для блюза и рока.
— The Beatles играли медиаторами Sharkfin Plectrums для удобного акустического звукоизвлечения.